ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ

К явлениям, формирующим особую ситуацию, от­носятся все прямые воздействия на систему «Э — ВС» и условия ее функционирования. На основе структу­ры и связей АТС можно определить эти воздействия по элементам (подсистемам) авиационной транспорт­ной системы, которые характеризуются (рис. 12): внутренними свойствами системы «Э — ВС», связан­ными с функциональной эффективностью экипажа и функциональной эффективностью ВС; эффективно­стью УВД; функциональной эффективностью назем — _ных служб обеспечения полета; уровнем воздействий

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ

Рис. 13. Развитие ситуации

внесистемных факторов (внешних условий); парамет­рами движения и положением ВС в пространстве.

В хронологической последовательности развития особой ситуации, завершающейся АП, имеют место, как правило, несколько последовательных этапов: усложнение условий полета, возникновение сложной ситуации, переход сложной ситуации в аварийную, переход аварийной ситуации в катастрофическую (рис. 13).

Для системы «Э — ВС» характерно, что в подав­ляющем большинстве случаев имеют место те или иные отклонения от оптимальных значений не одного, а нескольких параметров. При отклонении одного параметра предельно допустимым будет одно значе­ние, а при наличии одновременных отклонений по нескольким параметрам оно будет тем меньше, чем больше число таких отклонений и чем больше его значимость с точки зрения влияния на БП. Для сис­темы «Э — ВС» целесообразно рассматривать выход за пределы допустимых значений некоторого инте­грального показателя, учитывающего структурное и функциональное состояние системы и фактические

условия эксплуатации. ВС. Интегральный показатель в этом случае — «особая ситуация».

Анализ АП и ПАП свидетельствует, что в боль­шинстве случаев в процессе развития АП происходят события, последовательно усложняющие ситуацию, что вызывает необходимость установления единых положений для систематизации событий и их при­чин.

Предыдущее событие по отношению к последую­щему, им вызванному, рассматривается как причина. В .процессе развития отрицательного явления, кото­рое завершается АП, в общем случае могут иметь место несколько причин, последовательно усложняю­щих ситуацию и в итоге приводящих к АП. Ими мо­гут быть следующие причины: различные отклонения, возникновение сложной ситуации, переход сложной ситуации в аварийную и катастрофическую.

По отношению к АП могут быть выделены: пер­

вичная, главная и непосредственная причины. Пер­вичной является причина (или группа причин), вы­зывающая сложную ситуацию. Главная — это та при­чина, которая в данной ситуации делает АП практи­чески неизбежным. Непосредственной причиной АП является та, которая влечет за собой разрушение ВС или гибель людей, находящихся на его борту. Несмотря на повторяемость особых ситуаций, в каж­дом конкретном случае ее возникновение и развитие, имеет свой специфический характер.